Пробные задания - Литература

5 класс

  1. Закончите фразы, взятые из сказок.
  2. Поди туда – не знаю куда…
    Скоро сказка сказывается…
    Это всё присказка…

  3. Закончите пословицы:
  4. Чем дальше в лес…
    Как волка ни корми…
    Любишь кататься, …
    Не рой яму другому,…
    Не спеши языком…

  5. Под какими псевдонимами нам известны эти писатели:
  6. А) Максим Горький
    Б) Антоша Чехонте
    В) Марк Твен

  7. Определите верно произведение и его жанр.
  8. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» - Сказ
    П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» - Поэма
    И.А.Крылов «Волк на псарне» - Сказка
    «Повесть временных лет» - Летопись
    Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» - Басня
    В.А.Жуковский «Спящая красавица» - Рассказ

  9. Приведите примеры малых жанров фольклора.

6 класс

  1. Что с церковнославянского обозначают слова чело, око, ланиты, персты, выя?

  2. Ответьте на вопрос: кому, что именно и за какую провинность отсек Руслан, герой поэмы А. С Пушкина «Руслан и Людмила»

  3. Приведите по одной строчке из разных стихотворений, в которой употребляется слово «небо» (не более 3 примеров).

  4. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А. С. Пушкина :
  5. Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…

  6. Назовите автора произведения «Левша»

7 класс

  1. Соотнесите роды и жанры литературы.
  2. ЭПОС, ЛИРИКА, ДРАМА
    Стихотворение, Комедия, Песня, Роман, Повесть, Рассказ, Трагедия.

  3. Дайте название каждому стихотворному размеру, начертите их схемы

  4. Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:
  5. а) И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.
    б) Из того ли города из Мурома,
    Из того ли села да Карачарова…
    в) Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастной случай берегут.

  6. Подберите правильно пару: название произведения и автор
  7. А.П.Платонов - «Любовь к жизни»
    О. Генри - «Растрепанный воробей»
    М.М. Пришвин - «Юшка»
    М.Е.Салтыков-Щедрин - «Дикий помещик»
    Л.Андреев - «Кладовая солнца»
    К.Г.Паустовский - « Дары волхвов»
    В.П.Астафьев - «Кусака»
    Дж. Лондон - «Конь с розовой гривой»

  8. Какому событию в жизни А.С.Пушкина посвящена картина Н.Н.Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском», какое произведение поэта рассказывает об этом событии?

8 класс

  1. Даны три группы терминов, но нечаянно они перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.
  2. а) дактиль а) сравнение а) аллегория
    б) рассказ б) ямб б) басня
    в) роман в) анапест в) баллада
    г) хорей г) метафора г) поэма

  3. Даны имена и фамилии русских и зарубежных писателей. Найдите пары, соединив их правильно.
  4. 1) Иван Алексеевич 1) Маршак
    2) Роберт 2) Метерлинг
    3) Михаил Юрьевич 3) Бунин
    4) Василий Андреевич 4) Жуковский
    5) Роберт Льюис 5) Крылов
    6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс
    7) Иван Андреевич 7) Стивенсон
    8) Морис 8) Лермонтов

  5. «Отец, заступник, защитник, спаситель, благодетель...Злодей...» Также его сравнивают с орлом и львом. О каком герое идёт речь?

  6. Назовите имя писателя, одним из художественных принципов которого является видеть сквозь смех печаль и тоску мира.

  7. Определите автора, размер и рифму данного стихотворения:
  8. …Открылась бездна, звёзд полна
    Звездам числа нет, бездне дна…

9 класс

  1. Укажите героя, название произведения и его автора. Определите, кому принадлежат приведенные ниже слова?
  2. «Я так и обмерла, когда сказали нам, что вы намерены биться на шпагах. Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию, и благополучием тех, которые…»

  3. Как называется приём, использованный автором «Слова о полку Игореве» в приведённом фрагменте?
  4. Ингварь и Всеволод – князья волынские – могут «перегородить полю ворота своими острыми стрелами», Всеволод Суздальский может «Дон шлемами вычерпать».

  5. Укажите, каким размером написаны эти стихотворения?
  6. А) Терек воет, дик и злобен,
    Меж утесистых громад,
    Буре плач его подобен,
    Слезы брызгами летят.

    Б) Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.

  7. Определите размер, охарактеризуйте рифму
  8. Когда волнуется желтеющая нива,
    И свежий лес шумит при звуке ветерка,
    И прячется в саду малиновая слива
    Под тенью сладостной зелёного листка…

  9. Вам представлены цитаты из произведений А.С. Пушкина. Определите значение выделенных слов в данном контексте.
  10. 1) «Как сатирой безымянной
    Лик зоила я пятнал» –
    а) колдун, б) повеса, в) раб, г) критик.

    2) «Кто устоит в неравном споре:
    Кичливый лях, иль верный росс?» –
    а) рыцарь, б) юноша, в) воин, г) поляк.

    3) «Онегин жил анахоретом» –
    а) консерватор, б) отшельник, в) знаток, г) лекарь.

10 класс

  1. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
  2. а)  Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.
    б)  Если роман написан стихами, то он относится к лирике.
    в)  Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.
    г)  Эпиграмма — это вступление к большому литературному произведению.
    д)  В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

  3. В каком произведении А.П. Чехова герои Иван Иванович, Федор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя имеют человеческие имена?

  4. Эти строки А.С. Пушкина посвящена трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов):
  5. А)
    Сатирик и поэт любовный,
    Наш Аристип и Асмодей…
    Писатель нежный, тонкий, острый

    Б)
    Он вышней волею небес
    Рожден в оковах службы царской.
    Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
    А здесь он офицер гусарский.

    В)
    Тебе певцу, тебе герою!
    Не удалось мне за тобою
    При громе пушечном, в огне
    Скакать на бешеном коне…

    Варианты ответов: Александр I, П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев.

  6. Перед вами характеристика литературного героя, взятая из известного вам произведения русской литературы. Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику.
  7. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

  8. Каких героев произведений русских писателей XIX века можно назвать лишними людьми? Не более пяти героев. Кратко объяснить смысл понятий «лишний человек»

11 класс

  1. Дайте определение слову «ода».

  2. Какая стилистическая фигура использована в следующей фразе:
  3. «Я видывал, как она косит: / Что взмах — то готова копна»?

  4. В каком ряду представлена правильная цепочка структурных элементов сюжета художественного произведения:
  5. а) экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация - развязка;
    б) завязка - лирическое отступление - развитие действия – кульминация - развязка;
    в) зачин - развитие действия - конфликт - концовка;
    г) пролог - экспозиция - завязка - развитие действия - развязка - эпилог.

  6. Как называется ритмическое окончание, определяемое количеством безударных слогов после последнего ударного?

  7. Какие произведения заканчиваются так?
  8. 1. К берегам священным Нила..
    2. И голубь тюремный пусть гулит вдали,
    И тихо идут по Неве корабли.
    3. В белом венчике из роз —
    Впереди — Иисус Христос.

Назад к пробным заданиям